Воскресенье
22.12.2024
11:53
полезные ссылки
Категории раздела
Мои статьи [21]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МБОУ Нижне-Калиновская СОШ
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Основная образовательная программа основного и среднего образования МБОУ Нижне-Калиновская СОШ

    ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Образовательная программа – это нормативный текст, в котором определены цели, ценности образования на соответствующей его ступени, а также пути их достижения.

    МБОУ Нижне-Калиновская СОШ является общеобразовательной средней школой и стремится построить программу образования таким образом, чтобы, сохранив государственный образовательный стандарт, создать условия для развития способностей учеников, проявления неповторимости, индивидуальности каждого.

    Основная цель образовательной программы школы – вооружить школьников знаниями, необходимыми для решения проблем, которые ставит перед ними жизнь.

    Создание открытой,  психологически комфортной, развивающей, оздоровляющей образовательной среды, основывающейся на личностно-ориентированном обучении и воспитании, обеспечивающей развитие ценностного, творческого и коммуникативного потенциала каждого обучающегося на основе современного образования, сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства.

    Достижение высокого качества общего образования в условиях школьной открытой благоприятной, психологически комфортной среды, создания условий для раскрытия и дальнейшего развития потенциальных возможностей личности каждого обучающегося.

    Идеалы и принципы, на которых строится образовательная программа школы, это творчество как фундаментальная сущность человека. Для успешного развития творческого потенциала обучающихся, необходимо движение вперед, подразумевающее развитие.

    Образование – это не просто совокупность процессов обучения и воспитания, а особая среда жизнедеятельности, где ученик выступает равноправным с учителем субъектом обучения, а это становиться возможным при реализации личностно-ориентированного обучения. Школа при этом  является источником культурного развития, в котором в интегральном виде реализуются возможности педагога, ценностные ожидания семьи и способности ребёнка.

     

    ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Формирование общей системы образовательных программ на всех ступенях обучения, обеспечивающих качественную подготовку обучающихся на уровне современных образовательных  стандартов, формирование личности выпускника, способного к обучению в высших и средних образовательных учреждениях, конкурентоспособного и социализированного участника рынка труда.

    Создание современного информационного обеспечения системы образования на основе новых информационных технологий и электронных средств, с целью оптимизации процесса подготовки выпускника нового поколения.

    Основой для реализации образовательной программы является Программа развития школы «Личностно-ориентированная школа».

     

    ЗАДАЧИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Для реализации указанных целей предполагается решение следующих основных задач:

    1. Создание условий для повышения квалификации кадров, для эффективной подготовки выпускника, знания которого будут достаточными для продолжения образования. Создание современной модели выпускника.

    2. Освоение и использование новых информационных технологий, нового информационно-технологического оборудования.

    Образовательная программа школы  реализуется как единое образовательное пространство, в котором учащиеся последовательно достигают основные уровни образованности – элементарной грамотности, функциональной грамотности, соответствующие уровни компетентности:

    - ценностно-смысловые – это готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.

    - общекультурные – это осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества.

    - учебно-познавательные – это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности. Весь учебный процесс способствуют развитию навыков данной компетенции.

    - информационные – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией  различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Эту компетенцию ученики приобретают на уроках информатики.

    - коммуникативные – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии.

    - социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования – это готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой.

     

    РЕЗУЛЬТАТ:

    Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

    Общекультурную компетентность – овладение познавательного, креативного опыта, опыта духовного и межличностного общения в контексте историко - культурного знания, навыков самообразования, понимания универсальности моральных ценностей, социальных и психологических особенностей личности.

    Методологическую компетентность - овладение теорией и методами науки, развитие творческих способностей и включение в исследовательскую или другую творческую деятельность по избранной программе; понимание ценностных оснований знания, высокую информативность и толерантность.

    Допрофессиональную компетентность – овладение системой базовых знаний и умений и предпрофильная подготовка школьника к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

    Единая образовательная программа реализует и системообразующую цель – создание сообщества, где ученики и учителя имеют равное значение и находятся в атмосфере целеустремленности, сотрудничества, деятельного увлечения учением.

    МБОУ «Нижне-Калиновская СОШ»  является  общеобразовательной школой, выполняющей социальный заказ родителей. Школа работает в тесном взаимодействии с родителями. Школа реализует социально-значимые цели, определённые в Конституции Российской Федерации, законе «Об образовании», Уставе школы в интересах ребёнка, общества и государства. Все это определяет задачи школы, получившие своё описание в следующих разделах образовательной программы.

     

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    Учебный план, как образовательное пространство формируется с учётом цели, поставленной государственным образовательным стандартом и образовательной программой школы. Образовательный капитал учащихся формируется на принципах творческого взаимодействия учителя, ученика и родителей, все большая роль отводится самому ученику, когда он включен в процесс «добывания» знаний, и сам «творит» своё обучение.

    1.         Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана (приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012 г.№74

    Учебный план школы построен на принципах недельного распределения часов в течение учебного года и отвечает современным требованиям.

    Школьный учебный план включает федеральный компонент и компонент образовательного учреждения.

    В федеральном компоненте определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. В федеральный компонент включены 3 часа физической  культуры с 1 по 11 класс.

    2.         Учебный план для 5-9, 10-11 классов ориентирован на освоение государственных образовательных программ основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Продолжительность учебного года для 5-8 классов 34 учебных недели; для 9,11классов- 34 учебных недели, для 10 классов (без учета практики) – 34 учебные недели. Продолжительность урока – 45 минут.

    Максимальная недельная нагрузка: для 5 класса – 29 часов, 6 класса – 30 часов, 7 – 32 часа, 8-9 классов –33 часа, 10- 11 классов –  34 часа

    1. Годовой план работы  организован традиционно (по учебным четвертям).
    2. В 8-11 классах введена индивидуальная накопительная оценка учащихся («портфолио» - индивидуальный портфель образовательных достижений), которая учитывает различные достижения в обучении,
      в исполнении учебных проектов, написании рефератов, творческих работ, высокие результаты на различных конкурсах и олимпиадах и др.

     

    ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    1.         В рамках федерального компонента изучаются следующие учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Алгебра», «Геометрия» «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание », «География»,  «Физика», «Химия», «Биология», « Музыка», «ИЗО», «МХК», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура».

    2.         Учебные предметы «Биология» и «География» начинают изучаться с VI класса.

    3.         Учебный предмет «География» - единый синтезированный учебный предмет физической и экономической географии .

    4.         Учебный предмет «Обществознание» начинает изучаться  с 6 класса за счет часов федерального компонента.

    5.         Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» начинает изучаться с 5 класса.

    6.         Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается с 7 по 9 класс (в 7 классах в рамках школьного компонента).

    7.         В 8-9 классах за счет часов школьного компонента вводится предпрофильная подготовка. Она представляет систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их образовательному самоопределению. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 8-9 классов в отношении  направлений продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования

    8.         За счет часов школьного компонента в 8-9 классах изучается учебный предмет «Черчение».

     

    СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    1.         На завершающей ступени общего образования введена система специализированной подготовки учащихся к выпускным экзаменам. Дифференциация и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    1. Принципы построения учебного плана основываются на делении на обязательные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными общеобразовательными учебными предметами, входящими в федеральный компонент учебного плана, являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «География», «МХК», «ОБЖ», «История», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура».

    3.         В рамках школьного компонента дополнительно выделены часы на изучение учебных предметов:русский язык, алгебра и начала анализа, физика и химия

    Данный учебный план находит свое отражение в работе учителя над календарно-тематическим планированием.

    Задачи учебного плана последовательно реализуются в предметных областях, используя технологии, общие принципы функционирующего образовательного пространства:

    • Проблемный подход к содержанию обучения;
    • Дифференцированный подход к организации обучения;
    • Творчество как способ обучения.
    • ·                    Личностно-ориентированное обучение.

     

    ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

    Учебный год в МБОУ «Нижне-Калиновская СОШ» составляет 34 учебных недели, начинается 1 сентября и заканчивается 25, 31 мая, в соответствии с утвержденным годовым календарным учебным графиком.  Основная и полная средняя школа   обучается в режиме пятидневной учебной недели. Каникулы проводятся в течение учебного года 4 раза: осенние, зимние, весенние и летние.

    Ежедневное количество уроков и последовательность занятий определяются расписанием уроков.

    Расписание составлено заместителем директора по УР, рассмотрено на педагогическом совете и утверждено директором школы  ( Устав школы ).

    Общая недельная нагрузка по классам не превышает санитарно-гигиенические нормы.

    В распоряжении школы один спортзал, кабинет информатики.

    Школа работает в режиме одной смены для проведения основных занятий с 1 по 11 класс, входящих в учебный план 2012-2013 учебного года. Во вторую смену осуществляется работа кружков.

    Начало занятий – в 830 , окончание занятий – в 1505.

    Начало работы кружков – в 1600, окончание занятий – в 1645.

    В связи с увеличением продолжительности урока в основной школе до 45 мин, на каждом уроке проводятся динамические паузы, «физминутки»,  и профилактическая гимнастика для глаз, кистей рук.

    Вместе с тем, каникулярное время используется (по желанию родителей):

    • для индивидуальных занятий (консультаций) по предметам, в изучении которых учащиеся испытывают трудность или пропустили занятия по болезни;
    • ·                     внеклассные и спортивные мероприятия (по желанию учащихся и родителей) организуют досуг учащихся.

    Основной формой организации обучения является классно-урочная. Широко используются педагогические технологии, направленные на достижение индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. Начиная со второй ступени обучения, появляются элементы лекционно-семинарской системы, что позволяет старшеклассникам адаптироваться к режиму образования в высшей школе.

     

    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ, ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Содержание образования в школе предусматривает наличие базовых дисциплин, соответствующих государственному стандарту. Это обеспечивает возможность обучающимся, соответствовать основным требованиям к выпускнику на трех ступенях обучения.

    Образовательное пространство школы сформировано  совокупностью образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ и рабочих программ по предметам.

    Содержание образования в школе имеет свою специфику и включает в себя компоненты:

    • базовый (инвариантный);
    • развивающий (вариативный: черчение, предпрофильная подготовка, часы на усиление таких предметов, как информатика и ИКТ, русский язык, литература математика, география, химия, физика, ОБЖ,);
    • дополнительный (кружки по интересам учащихся).

    Предметы вариативной части ориентированы на углубление базового образования учащихся, на расширение кругозора и развитие личности учащихся, на расширение возможностей вхождения в общество информационного пространства.

    Для реализации образовательной программы школы используются:

    • Типовые учебные программы для основного общего и среднего (полного) общего образования, получившие гриф Министерства образования РФ;
    • Рабочие программы по предметам, утвержденные на заседаниях методических объединений и педагогическом Совете школы.
    • Типовые и рабочие программы по учебным курсам
      (9, 10, 11 классы).
    • Типовые и рабочие программы по дополнительному образованию.

    Таким образом, все учебные программы нацелены на развитие учащихся, расширения их кругозора и получения обучающимися необходимых для дальнейшей жизни знаний, умений и навыков, ключевых компетенций.

     

    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

    В образовательной программе школы используются следующие основные формы контроля и учета достижений учащихся:

    • контрольные работы, содержание которых разрабатывается на методических объединениях или входят в УМК по предмету, мониторинговые срезы знаний
    • зачеты,
    • олимпиады,
    • конкурсы и др. мероприятия по предметам в рамках предметных недель,
    • творческие отчеты, доклады учащихся, участие в конкурсах.
    • рефераты,
    • выставки и др.

    Учет достижений учащегося фиксируется классным руководителем, оформляется «индивидуальный портфель достижений учащихся». Ведется мониторинг достижений учащихся.

     Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся ведется в рамках программы «Здоровье».

    В школе создана психолого-педагогическая служба для поддержки и сопровождения творческого развития учащихся, основные задачи которой связаны с:

    • предупреждением перегрузки,
    • обеспечением благоприятного режима работы школы с использованием здоровьесберегающих технологий,
    • выявление и развитие индивидуальных особенностей познавательной деятельности,
    • выявление проблем в учебе, внеучебной и внеурочной жизни, социальной сфере, личностных проблем, оказанием помощи в решении этих проблем.

    Результаты исследований психолого-педагогической службы используются для корректировки педагогической деятельности в целях создания условий, обеспечивающих личностную и социальную значимость самореализации учащихся.

     

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    В основной школе работа педагогического коллектива школы определяется требованиями ко второму уровню образованности учащихся – уровню функциональной грамотности:

    • грамматические, лексические и разговорные навыки, как в родном, так и в немецком языке;
    • навыки работы с текстами разных уровней сложности в образовательной области «Филология»;
    • ориентация в базовых математических понятиях в образова-тельной области «Математика»;
    • экологическая грамотность (знание, понимание и соблюдение правил экологического поведения) в образовательной области «Естествознание»;
    • коммуникативная, этическая, эстетическая грамотность, основы правовой грамотности, ориентация в ценностях отечественной и мировой культуры, ориентация в памятниках культуры, в среде проживания, в образовательных областях «Обществознание» и «Искусство»;
    • валеологическая грамотность в образовательной области «Физическая культура и ОБЖ».

    По окончании средней школы предполагается достижение учащимися уровня социальной, профессиональной и методологической компетентности по всем образовательным областям учебного плана школы.

    Учебные достижения учащихся в процессе реализации образовательной программы в целом оцениваются по следующим критериям:

    • уровень допрофессиональной и профессиональной компетентности в сфере информационной и технической  направленности, обеспечивающей выбор профессии и успешность профессиональной деятельности;
    • уровень общекультурной компетентности, которая позволит не только понимать традиции и национальные особенности людей разных стран, выражения уважительного отношения к языку и культуре при ориентации на общечеловеческие ценности, но и проявления ответственности и творчества в решении глобальных международных проблем, творческая самореализация средствами различной направленности, профессиональной деятельности;
    • уровень методологической компетентности, то есть готовности к самостоятельному исследованию проблем как теоретического, так и практического характера, что предполагает ориентацию в методологических основах определенной образовательной или предметной области (прежде всего, в предметных областях «Филология», «Обществознание», «Искусство»);
    • качество усвоения знаний и умений обучения всем другим учебным дисциплинам, соответствующим государственному образовательному стандарту.

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Введение

    Программа разработана на основе:

    -                   Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

    Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования (проект стандарта основного общего образования.

    Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества.

    Программа выполняет функции:

    - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную;

    - формирование личности с чувством человеческого достоинства и долга перед своей страной и народом, человека культурных традиций многонационального народа Российской Федерации;

    - освоение базовых ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, милосердие, справедливость;

    - принятие фундаментальных понятий: человечество, семья, здоровье, труд, наука, искусство, природа;

    - приобщение к культурным национальным ценностям российского общества в контексте формирования гражданской идентичности;

    - формирование уклада школьной жизни, включающего все сферы жизнедеятельности участников образовательного процесса;

    - стимулирование активной гражданской позиции, потребности духовно-нравственного развития.

    Цель образования, сформулированная в Концепции, определяет фундаментальность духовно-нравственного развития человека: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

    Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

    В области формирования личностной культуры:

    -             реализация творческого потенциала в игровой, учебной, социальной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

    -             укрепление волевых качеств согласно совести, справедливости и чести;

    -             формирование самоконтроля и самооценки поступков на основе нравственных обязательств;

    -             освоение теории базовых ценностей человечества и практики осознанного нравственного поведения;

    -             осуществление морального выбора и ответственности за результаты;

    -             осознание ценности человеческой жизни, нравственного и физического здоровья, эстетических чувств.

    В области формирования социальной культуры:

    -              формирование основ российской гражданской идентичности;

    -              развитие навыков сотрудничества, взаимодействия в разных сферах деятельности;

    -              становление свободы выбора, критического отношения к себе и другим; определение своей позиции; принятие мнения других и выражение плюрализма в разных проявлениях;

    -              развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, доверия и сопереживания другим людям;

    -              формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, религиозным убеждениям и образу жизни представителей народов России.

    В области формирования семейной культуры:

    -             осознание статуса семьи как основы общества;

    -             укрепление семейных связей, уважительного отношения к родителям и всем членам семьи;

    -             содействие семье в формировании доброжелательных отношений, комфортного морально-психологического климата;

    -             культивирование семейных традиций, духовной связи поколений;

    -             формирование поведенческих социальных ролей в укладе семейной жизни.

    Ценностные установки духовно-нравственного развития

    Базовые ценности определены общечеловеческим опытом социального развития, культурно-историческим наследием. Они всегда актуальны и востребованы, к ним возвращаются в периоды кризисов, реформ, глубоких противоречий.  Задача педагогического коллектива школы – развивать сознание учащихся, формировать их жизнедеятельность и строить общественные отношения на основе базовых ценностей. Их источниками являются патриотизм, гражданственность, семья, труд, личность, наука, искусство, литература, традиционные религии, природа.

    Патриотизм – любовь к своему краю, городу, Родине, своему народу.

    Гражданственность – чувство долга и ответственности перед народом и Отечеством, уважение законов, норм гражданского общества; доверие государству, свобода совести.

    Социальная солидарность – справедливость и равноправие, честь и достоинство, милосердие и сострадание.

    Трудолюбие – уважение к труду, проявление творчества и инициативы, целеустремленность.

    Природа – экологическое сознание, бережное отношение, понятие эволюционного развития.

    Семья – любовь и верность, забота, уважение, здоровье, продолжение рода.

    Личность – внутренняя гармония, способность к нравственному выбору, самосовершенствование, самоуважение.

    Искусство – духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, нравственная позиция.

    Наука – ценность знания, стремление к истине, к познанию мира.

    Традиционные религии – духовность, религиозное мировоззрение, межконфессиональный диалог.

    Все базовые ценности составляют основу для формирования содержания, направлений и форм деятельности участников образовательного процесса в рамках урочной деятельности в условиях школьной жизни, лично-семейной и общественной. 

    Основные направления духовно-нравственного развития

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующим направлениям:

    направление

    ценности

    Воспитание гражданственности и патриотизма

    любовь к России, своему народу, своему селу, району, закон и порядок, правовое государство, гражданское общество, свобода личная и национальная, поликультурный мир

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания

    Жизнь и смысл жизни, нравственный выбор, справедливость, честь, достоинство, милосердие, чувство долга, равноправие, свобода совести, толерантность, духовная культура и светская этика, принципы морали

    Воспитание трудолюбия

    Творчество и созидание, стремление к познанию, бережливость, ответственность, инициативность

    Формирование здорового образа жизни

    Здоровье физическое, нравственное, психологическое, нервно-психическое и социальное

    Экологическое воспитание

    Окружающая природа, заповедные зоны, экосистема, планета Земля

    Этическое воспитание

    Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве, искусстве, нравственные идеалы

    Все направления составляют комплексную систему воспитания и образования учащихся. На основе этой системы разрабатываются задачи, виды и формы деятельности коллектива педагогов, учащихся и родителей для достижения результатов духовно-нравственного развития граждан нашего общества.

    Содержание духовно-нравственного развития

    Принципы построения содержания программы

    Содержание программы предполагает уход от набора мероприятий по разным направлениям школьной деятельности к формированию уклада школьной жизни. Для его построения необходимо интегрировать основные виды деятельности ребенка: урочную, , внешкольную, семейную, общественную, трудовую, досуговую – в системе базовых нравственных ценностей с учетом следующих принципов:

    принцип ориентации на идеал; он способствует единению всех субъектов школьной жизни;

    аксиологический принцип; он позволяет отобрать общечеловеческие духовно-нравственные ценности;

    принцип следования нравственному примеру; этот принцип является ведущим в социальном опыте ребенка;

    принцип идентификации; выбор образа, подражание, отождествление себя с идеалом – характерные черты детства;

    принцип диалогического общения;

    принцип полисубъектности воспитания; ценности формируются в многоплановой деятельности – информационной, игровой, коммуникативной, социальной;

    принцип системно-деятельностной организации воспитания; он объединяет урочную, внеурочную, внешкольную работу на фоне учебной, семейной и общественной деятельности.

    Содержание программы должно объединить школу, семью и общество в обеспечении полноценной жизни детей на основе общепризнанных духовно-нравственных ценностей.

    Задачи духовно-нравственного развития и виды деятельности

    Воспитание гражданственности и патриотизма:

    • знание политического устройства государства, важнейших законов, символов Российской Федерации и Ростовской области;
    • знание институтов государственно-общественного управления на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном;
    • конституционные права и обязанности граждан РФ;
    • понимание гражданской активной позиции в обществе;
    • уважительное отношение к русскому языку как государственному;
    • понимание уклада многонационального государства;
    • интерес к важным событиям государства, области, района;
    • проявление активности в делах школы, класса,села, района.
    • участие в общественных детских и молодежных движениях, организациях;
    • уважение к защитникам Родины, города Ростова-на-Дону, Ростовской области, Кашарского района.
    • выполнение своих обязанностей и ответственность за свои поступки;
    • любовь к Родине, городу, школе.

    Виды деятельности:

    1. Экскурсии по району ,  в музеи.
    2. Круглые столы по проблемам духовно - нравственного воспитания.
    3. Библиотечные уроки «Не будем Иванами, не помнящими родства».
    4. Месячники, декады, посвященные военно-патриотической работе.
    5. Акции «Подарок ветерану», «Милосердие»

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    • знание базовых общечеловеческих ценностей;
    • соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в обществе;
    • уважение религиозных мировоззрений, культурных традиций разных народов;
    • любовь и уважение к родителям, к членам семьи;
    • выстраивание дружеских отношений со сверстниками, забота о младших и почитание старших;
    • бережное отношение ко всему живому, проявление милосердия и сострадания;
    • знание и соблюдение правил этикета, соблюдение культуры речи;
    • умение делать нравственный выбор и аргументировать его;
    • давать критическую оценку поступкам своим и других людей;
    • развивать рефлексивное мышление, формировать самооценку и самоконтроль.

    Виды деятельности:

    1. Этические беседы, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии, ролевые игры.
    2. Библиотечные уроки «Знакомство с традициями разных народов», «Дон православный».
    3. Акции «Подарок ветерану», «Милосердие»
    4. Кружковая работа «Радуга»

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    • знания о роли образования, труда и творчества в жизни человека и общества;
    • уважение к труду, понимание культуры труда;
    • знания о профессиях, о рынке труда, о конкурентной среде в рыночных отношениях;
    • ценность творчества в учебной деятельности;
    • роль знаний, науки в современной экономике;
    • понимание процессов технологизации, оптимизации, интенсификации в развитии экономики;
    • навыки коллективной работы, командообразования;
    • дисциплинированность и ответственность;
    • бережное отношение к результатам труда, к школьному имуществу, личным вещам;
    • порицание лени, неряшливости, небрежности.

    Виды деятельности:

    1. Тематические беседы, утренники, викторины, сюжетно-ролевые игры.
    2. Библиотечные уроки, выставки.
    3. Профессионально-ориентационная работа в старших классах.
    4. Совместные проекты «Профессии моих родителей», «Кем быть?».
    5. Субботники, детская пришкольная трудовая практика, трудовые десанты.
    6. Кружковая работа «Изготовление  художественных изделий издревесины»

    Формирование культуры здорового образа жизни:

    1. ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
    2. понимание взаимосвязи физического, психологического, нравственного и социального здоровья;
    3. важность физической культуры спорта для здоровья;
    4. выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;
    5. ведение активного образа жизни – прогулки, подвижные игры, спортивные соревнования;
    6. взаимосвязь природы и человека;
    7. важность профилактических мероприятий;
    8. пагубность влияния на организм человека вредных привычек.

    Виды деятельности:

    1. Тематические беседы о ЗОЖ, дискуссии, сюжетно-ролевые игры.
    2. Библиотечные уроки, выставки.
    3. Спортивные секции.
    4. Школьные и районные спортивные соревнования.
    5. Социально-значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
    6. Социологические опросы по проблеме
    7. Лекторий для родителей и обучающихся.
    8. Зимние и летние пришкольные оздоровительные лагеря.
    9. Субботники, детская пришкольная трудовая практика, трудовые десанты.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

    • развитие познавательного интереса к природе, природным явлениям, понимание взаимосвязи природы и человека;
    • важность экологических проблем личного, социального и глобального характера, проявление активности в решении этих проблем;
    • понимание ценности растительного и животного мира, бережное отношение ко всему живому.

    Виды деятельности:

    1. Образовательные экскурсии в природу, научно-исследовательские конференции.
    2. Библиотечные уроки, выставки.
    3. Экологические акции  «Посади дерево», «Не сжигайте, люди, листья!», «Чистый родник»,  и т.д.
    4. Субботники, трудовые десанты.

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному:

    • представление о душевной и физической красоте человека;
    • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного в искусстве, труде, природе, творчестве;
    • интерес к чтению, к произведениям искусства, театру, музыке;
    • потребность в занятиях художественным творчеством;
    • культура внешнего вида, выражение стиля, вкуса, гармонии.

    Виды деятельности:

    1.         Тематические беседы, утренники, концерты, конкурсы.

    2.         Библиотечные уроки, выставки

    3.         Совместные проекты «Неделя детской книги.

     

    Совместная деятельность школы, семьи и общественности

    Основные участники реализации программы – педагоги, учащиеся, родители, общественные организации, учреждения дополнительного и профессионального образования, учреждения культуры, социальные структуры, традиционные религиозные организации.

    Формы взаимодействия разнообразные: организация совместных праздников, проведение уроков в музеях и библиотеках, родительские тематические собрания, круглые столы, дискуссии, экскурсии, кружковая работа, выставки детского творчества.

    Так как в духовно-нравственном развитии фигура родителя является ключевой, поэтому необходимо создать практику «культурного родительства», построенную на принципах:

    -              совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

    -              сочетание педагогического просвещения с самообразованием родителей;

    -              уважение, внимание и требовательность к родителям со стороны педагогов;

    -              индивидуальная работа с родителями по поддержке развития их педагогической культуры;

    -              оказание помощи родителям в решении проблем с детьми;

    -              опора на положительный опыт семейного воспитания.

    Виды деятельности:

    1. Родительский лекторий
    2. Библиотечка для родителей
    3. Совместные проекты «Семейные традиции», «Мама, папа, я – спортивная семья».

     

    Планируемые результаты духовно-нравственного развития

    Результативность воспитания  представляется тремя уровнями: 1) приобретение знаний о нормах нравственного поведения, 2) практическое использование социальных знаний и получение опыта эмоционального переживания в специально организованной практической деятельности, 3) совершение самостоятельных поступков в открытой социальной среде.

    Воспитание гражданственности и патриотизма: ценностное отношение к России, к своему городу, Донскому краю; опыт реализации гражданской и патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; знание прав и обязанностей человека, гражданина, семьянина.

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания: знание моральных норм и нравственного поведения, уважение к традиционным религиям, соблюдение традиций семьи и школы, анализировать поступки, сочувствовать и сопереживать, не проявлять равнодушия и жестокости.

     Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: склонность к творчеству, готовность к профессиональному выбору, опыт общественно значимого труда, мотивация к самореализации в познавательной, социальной, трудовой деятельности.

    Формирование культуры здорового образа жизни: сохранение и укрепление здоровья, неприятие вредных привычек, занятие спортом, физической культурой, наличие высоких показателей физического и психологического здоровья, соблюдение режима дня.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде: эмоциональное отношение к природе, участие в экологических проектах, соблюдение экологической этики.

     Воспитание ценностного отношения к прекрасному: ценить душевную красоту, знать художественные ценности отечественной культуры, иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве.

    Результаты духовно-нравственного развития персонально оцениваются только в рамках освоения обучающимися образовательных программ учебного плана. Результаты личностного развития  не подлежат персональной оценке и отслеживаются в условиях мониторинга с помощью наблюдений, бесед, опросов, анкет.

    Позитивная динамика результатов образования на основе показателей и индикаторов:

    • повышение уровня учебных и внеучебных достижений;
    • повышение уровня мотивации к обучению;
    • позитивное отношение к школе учащихся и родителей;
    • снижение конфликтных ситуаций;
    • повышение уровня социализации (группа риска, преступность, травматизм, культура здоровья);
    • снижение уровня тревожности;
    • новое качество взаимоотношений «учитель-ученик»;
    • рост показателей степени воспитанности учащихся;
    • повышение активности родителей в делах школы;
    • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных результатов учащихся.

     

    Достижение результатов должны обеспечить технологии комплексного подхода:

    Урочная деятельность

    Внеурочная деятельность

    Внеклассная и внешкольная деятельность

    Предметы учебного плана

     

    Предметы вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса

    Посещение кружков («Сударушка», «Радуга», «Изготовление
    художественных изделий
    из дерева», «Безопасное
    колесо»)

    Детские объединения

     

    Общешкольные мероприятия

     

    Внешкольные виды деятельности:

    тематические экскурсии

    туристические походы

    посещение музеев

     

    Система дополнительного образования

     

    ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Программа направлена на формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

    Задачи программы:

    • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
    • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
    • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать здоровье;
    • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
    • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить учащихся составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
    • дать представление о негативных факторах риска здоровью человека (снижение двигательной активности, переутомление, инфекционные заболевания), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
    • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотром телепередач, участия в азартных играх;
    • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
    • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
    • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
    • сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.

    Структура системной деятельности:

    1. Здоровьесберегающая инфраструктура.
    2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
    3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
    4. Реализация дополнительных образовательных программ.
    5. Просветительская работа с родителями.
    6. Мониторинг физического и психологического благополучия обучающихся.

    Здоровьесберегающая инфраструктура

    Школа отвечает всем требованиям санитарно-гигиенических норм, норм пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда участников образовательного процесса.

    В школе имеется база для проведения мероприятий, способствующих оздоровлению и сохранению здоровья обучающихся, включающая в себя:

    • Спортивный зал
    • Рекреации, украшенные картинами, зелеными уголками, создающими положительный психоэмоциональный фон

    Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

    • Рациональное расписание уроков и занятий во второй половине дня.
    • Отсутствие перегрузки в части домашних заданий.
    • Использование методик и методов обучения, адекватных возрастным особенностям обучающихся.
    • Организация физминуток и динамических пауз в ходе урока и в режиме учебного дня.
    • Соблюдение требований к применению технических средств, компьютеров.
    • Организация индивидуального подхода в обучении с учетом темпа освоения, способностей и возможностей ребенка.

    Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

    • Режим двигательной активности на уроках и переменах.
    • Проведение уроков в интерактивном режиме, на основе деятельностного подхода с учетом возрастных особенностей.
    • Работа спортивных секций.
    • Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий: дней здоровья, соревнований, спортивных праздников, походов, экскурсий.

    Просветительская работа с родителями

    • Лекторий для родителей

    Консультации классных руководителей

    • Совместные мероприятия спортивного, оздоровительного и профилактического характера.

    Мониторинг физического и психологического благополучия обучающихся

    • Физическое развитие обучающихся.
    • Заболеваемость обучающихся.
    • Физическая подготовленность обучающихся.
    • Здоровый образ жизни обучающихся.

     

    ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Эффективная форма организации школьников в рамках внеклассной работы – детские объединения – добровольные общественные объединения детей и подростков, ориентированные на общечеловеческие ценности, представляющие и защищающие интересы и права своих членов.

    Задачи:

    1. Содействие становлению правовой демократической культуры, обеспечивающей свободное развитие личности,
    2. Воспитание гражданственности.
    3. Формирование социальной активности, самодеятельности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей,
    4. Развитие института детского самоуправления, содействие усилению роли школьников в общественной жизни школы, района.

    Детское объединение – отряд ЮИД

    Добровольное объединение школьников, которое создано с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста.

    Основными задачами отряда юных инспекторов движения являются:

    1.         Активное содействие школе в воспитании учащихся, выработке у школьников активной жизненной позиции.

    2.         Изучение правил безопасного поведения на дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей.

    3.         Овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

     

    СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Структура системы дополнительного образования выстраивается на основе сетевого взаимодействия с партнерами:

    Учреждения дополнительного образования:

    МБОУ ДОД «Кашарская школа искусств»

    МБОУ ДОД ДЮСШ Кашарского района.

    Категория: Мои статьи | Добавил: lipnat (03.04.2013)
    Просмотров: 389 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: