ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа – это нормативный текст, в котором
определены цели, ценности образования на соответствующей его ступени, а
также пути их достижения.
МБОУ Нижне-Калиновская СОШ является общеобразовательной средней
школой и стремится построить программу образования таким образом, чтобы,
сохранив государственный образовательный стандарт, создать условия для
развития способностей учеников, проявления неповторимости,
индивидуальности каждого.
Основная цель образовательной программы школы – вооружить школьников
знаниями, необходимыми для решения проблем, которые ставит перед ними
жизнь.
Создание открытой, психологически комфортной, развивающей,
оздоровляющей образовательной среды, основывающейся на
личностно-ориентированном обучении и воспитании, обеспечивающей развитие
ценностного, творческого и коммуникативного потенциала каждого
обучающегося на основе современного образования, сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям
личности общества и государства.
Достижение высокого качества общего образования в условиях школьной
открытой благоприятной, психологически комфортной среды, создания
условий для раскрытия и дальнейшего развития потенциальных возможностей
личности каждого обучающегося.
Идеалы и принципы, на которых строится образовательная программа
школы, это творчество как фундаментальная сущность человека. Для
успешного развития творческого потенциала обучающихся, необходимо
движение вперед, подразумевающее развитие.
Образование – это не просто совокупность процессов обучения и
воспитания, а особая среда жизнедеятельности, где ученик выступает
равноправным с учителем субъектом обучения, а это становиться возможным
при реализации личностно-ориентированного обучения. Школа при этом
является источником культурного развития, в котором в интегральном виде
реализуются возможности педагога, ценностные ожидания семьи и
способности ребёнка.
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формирование общей системы образовательных программ
на всех ступенях обучения, обеспечивающих качественную подготовку
обучающихся на уровне современных образовательных стандартов,
формирование личности выпускника, способного к обучению в высших и
средних образовательных учреждениях, конкурентоспособного и
социализированного участника рынка труда.
Создание современного информационного обеспечения системы образования на основе новых информационных технологий и электронных средств, с целью оптимизации процесса подготовки выпускника нового поколения.
Основой для реализации образовательной программы является Программа развития школы «Личностно-ориентированная школа».
ЗАДАЧИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для реализации указанных целей предполагается решение следующих основных задач:
1. Создание условий для повышения квалификации
кадров, для эффективной подготовки выпускника, знания которого будут
достаточными для продолжения образования. Создание современной модели
выпускника.
2. Освоение и использование новых информационных технологий, нового информационно-технологического оборудования.
Образовательная программа школы реализуется как единое
образовательное пространство, в котором учащиеся последовательно
достигают основные уровни образованности – элементарной грамотности,
функциональной грамотности, соответствующие уровни компетентности:
- ценностно-смысловые – это готовность ребёнка видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и
предназначение.
- общекультурные – это осведомлённость учащихся в особенностях
национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах
жизни человека и человечества.
- учебно-познавательные – это готовность обучающегося к
самостоятельной познавательной деятельности. Весь учебный процесс
способствуют развитию навыков данной компетенции.
- информационные – это готовность учащихся самостоятельно работать с
информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию. Эту компетенцию ученики приобретают на уроках
информатики.
- коммуникативные – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии.
- социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования –
это готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное
саморазвитие, сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой.
РЕЗУЛЬТАТ:
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна
стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор
заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной,
общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих
сферах.
Общекультурную компетентность – овладение
познавательного, креативного опыта, опыта духовного и межличностного
общения в контексте историко - культурного знания, навыков
самообразования, понимания универсальности моральных ценностей,
социальных и психологических особенностей личности.
Методологическую компетентность - овладение
теорией и методами науки, развитие творческих способностей и включение в
исследовательскую или другую творческую деятельность по избранной
программе; понимание ценностных оснований знания, высокую
информативность и толерантность.
Допрофессиональную компетентность – овладение
системой базовых знаний и умений и предпрофильная подготовка школьника к
осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Единая образовательная программа реализует и системообразующую цель –
создание сообщества, где ученики и учителя имеют равное значение и
находятся в атмосфере целеустремленности, сотрудничества, деятельного
увлечения учением.
МБОУ «Нижне-Калиновская СОШ» является общеобразовательной школой,
выполняющей социальный заказ родителей. Школа работает в тесном
взаимодействии с родителями. Школа реализует социально-значимые цели,
определённые в Конституции Российской Федерации, законе «Об
образовании», Уставе школы в интересах ребёнка, общества и государства.
Все это определяет задачи школы, получившие своё описание в следующих
разделах образовательной программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план, как образовательное пространство формируется с учётом
цели, поставленной государственным образовательным стандартом и
образовательной программой школы. Образовательный капитал учащихся
формируется на принципах творческого взаимодействия учителя, ученика и
родителей, все большая роль отводится самому ученику, когда он включен в
процесс «добывания» знаний, и сам «творит» своё обучение.
1. Учебный план разработан на основе федерального базисного
учебного плана (приказ Министерства образования Российской Федерации от
01.02.2012 г.№74
Учебный план школы построен на принципах недельного распределения
часов в течение учебного года и отвечает современным требованиям.
Школьный учебный план включает федеральный компонент и компонент образовательного учреждения.
В федеральном компоненте определено количество учебных часов на
изучение учебных предметов федерального компонента государственного
стандарта общего образования. В федеральный компонент включены 3 часа
физической культуры с 1 по 11 класс.
2. Учебный план для 5-9, 10-11 классов ориентирован на
освоение государственных образовательных программ основного общего
образования и среднего (полного) общего образования. Продолжительность
учебного года для 5-8 классов 34 учебных недели; для 9,11классов- 34
учебных недели, для 10 классов (без учета практики) – 34 учебные недели.
Продолжительность урока – 45 минут.
Максимальная недельная нагрузка: для 5 класса – 29 часов, 6 класса –
30 часов, 7 – 32 часа, 8-9 классов –33 часа, 10- 11 классов – 34 часа
- Годовой план работы организован традиционно (по учебным четвертям).
- В 8-11 классах введена индивидуальная накопительная оценка учащихся
(«портфолио» - индивидуальный портфель образовательных достижений),
которая учитывает различные достижения в обучении,
в исполнении
учебных проектов, написании рефератов, творческих работ, высокие
результаты на различных конкурсах и олимпиадах и др.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. В рамках федерального компонента изучаются следующие
учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»,
«Математика», «Алгебра», «Геометрия» «Информатика и ИКТ», «История»,
«Обществознание », «География», «Физика», «Химия», «Биология», «
Музыка», «ИЗО», «МХК», «Технология», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «Физическая культура».
2. Учебные предметы «Биология» и «География» начинают изучаться с VI класса.
3. Учебный предмет «География» - единый синтезированный учебный предмет физической и экономической географии .
4. Учебный предмет «Обществознание» начинает изучаться с 6 класса за счет часов федерального компонента.
5. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» начинает изучаться с 5 класса.
6. Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается с 7 по 9 класс (в 7 классах в рамках школьного компонента).
7. В 8-9 классах за счет часов школьного компонента вводится
предпрофильная подготовка. Она представляет систему педагогической,
психологической, информационной и организационной поддержки учащихся,
содействующей их образовательному самоопределению. К предпрофильной
подготовке относится информирование и ориентация учащихся 8-9 классов в
отношении направлений продолжения обучения в системе начального или
среднего профессионального образования
8. За счет часов школьного компонента в 8-9 классах изучается учебный предмет «Черчение».
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. На завершающей ступени общего образования введена система
специализированной подготовки учащихся к выпускным экзаменам.
Дифференциация и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в
структуре, содержании и организации образовательного процесса более
полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся,
создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения
образования.
- Принципы построения учебного плана основываются на делении на
обязательные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы,
направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Обязательными общеобразовательными учебными предметами, входящими в
федеральный компонент учебного плана, являются: «Русский язык»,
«Литература», «Иностранный язык», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»,
«География», «МХК», «ОБЖ», «История», «Обществознание», «Физика»,
«Химия», «Биология», «Физическая культура».
3. В рамках школьного компонента дополнительно выделены часы
на изучение учебных предметов:русский язык, алгебра и начала анализа,
физика и химия
Данный учебный план находит свое отражение в работе учителя над календарно-тематическим планированием.
Задачи учебного плана последовательно реализуются в предметных
областях, используя технологии, общие принципы функционирующего
образовательного пространства:
- Проблемный подход к содержанию обучения;
- Дифференцированный подход к организации обучения;
- Творчество как способ обучения.
- · Личностно-ориентированное обучение.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Учебный год в МБОУ «Нижне-Калиновская СОШ» составляет 34 учебных
недели, начинается 1 сентября и заканчивается 25, 31 мая, в соответствии
с утвержденным годовым календарным учебным графиком. Основная и полная
средняя школа обучается в режиме пятидневной учебной недели. Каникулы
проводятся в течение учебного года 4 раза: осенние, зимние, весенние и
летние.
Ежедневное количество уроков и последовательность занятий определяются расписанием уроков.
Расписание составлено заместителем директора по УР, рассмотрено на
педагогическом совете и утверждено директором школы ( Устав школы ).
Общая недельная нагрузка по классам не превышает санитарно-гигиенические нормы.
В распоряжении школы один спортзал, кабинет информатики.
Школа работает в режиме одной смены для проведения основных занятий с
1 по 11 класс, входящих в учебный план 2012-2013 учебного года. Во
вторую смену осуществляется работа кружков.
Начало занятий – в 830 , окончание занятий – в 1505.
Начало работы кружков – в 1600, окончание занятий – в 1645.
В связи с увеличением продолжительности урока в основной школе до 45
мин, на каждом уроке проводятся динамические паузы, «физминутки», и
профилактическая гимнастика для глаз, кистей рук.
Вместе с тем, каникулярное время используется (по желанию родителей):
- для индивидуальных занятий (консультаций) по предметам, в изучении которых учащиеся испытывают трудность или пропустили занятия по болезни;
- · внеклассные и спортивные мероприятия (по желанию учащихся и родителей) организуют досуг учащихся.
Основной формой организации обучения является классно-урочная. Широко используются педагогические технологии, направленные на достижение индивидуально-дифференцированного подхода
к обучению. Начиная со второй ступени обучения, появляются элементы
лекционно-семинарской системы, что позволяет старшеклассникам
адаптироваться к режиму образования в высшей школе.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ, ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Содержание образования в школе предусматривает наличие базовых
дисциплин, соответствующих государственному стандарту. Это обеспечивает
возможность обучающимся, соответствовать основным требованиям к
выпускнику на трех ступенях обучения.
Образовательное пространство школы сформировано совокупностью
образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ и
рабочих программ по предметам.
Содержание образования в школе имеет свою специфику и включает в себя компоненты:
- базовый (инвариантный);
- развивающий (вариативный: черчение, предпрофильная подготовка, часы
на усиление таких предметов, как информатика и ИКТ, русский язык,
литература математика, география, химия, физика, ОБЖ,);
- дополнительный (кружки по интересам учащихся).
Предметы вариативной части ориентированы на углубление базового
образования учащихся, на расширение кругозора и развитие личности
учащихся, на расширение возможностей вхождения в общество
информационного пространства.
Для реализации образовательной программы школы используются:
- Типовые учебные программы для основного общего и среднего (полного)
общего образования, получившие гриф Министерства образования РФ;
- Рабочие программы по предметам, утвержденные на заседаниях методических объединений и педагогическом Совете школы.
- Типовые и рабочие программы по учебным курсам
(9, 10, 11 классы). - Типовые и рабочие программы по дополнительному образованию.
Таким образом, все учебные программы нацелены на развитие учащихся,
расширения их кругозора и получения обучающимися необходимых для
дальнейшей жизни знаний, умений и навыков, ключевых компетенций.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
В образовательной программе школы используются следующие основные формы контроля и учета достижений учащихся:
- контрольные работы, содержание которых разрабатывается на
методических объединениях или входят в УМК по предмету, мониторинговые
срезы знаний
- зачеты,
- олимпиады,
- конкурсы и др. мероприятия по предметам в рамках предметных недель,
- творческие отчеты, доклады учащихся, участие в конкурсах.
- рефераты,
- выставки и др.
Учет достижений учащегося фиксируется классным руководителем,
оформляется «индивидуальный портфель достижений учащихся». Ведется
мониторинг достижений учащихся.
Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся ведется в рамках программы «Здоровье».
В школе создана психолого-педагогическая служба для поддержки и
сопровождения творческого развития учащихся, основные задачи которой
связаны с:
- предупреждением перегрузки,
- обеспечением благоприятного режима работы школы с использованием здоровьесберегающих технологий,
- выявление и развитие индивидуальных особенностей познавательной деятельности,
- выявление проблем в учебе, внеучебной и внеурочной жизни, социальной
сфере, личностных проблем, оказанием помощи в решении этих проблем.
Результаты исследований психолого-педагогической службы используются
для корректировки педагогической деятельности в целях создания условий,
обеспечивающих личностную и социальную значимость самореализации
учащихся.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В основной школе работа педагогического коллектива школы определяется требованиями ко второму уровню образованности учащихся – уровню функциональной грамотности:
- грамматические, лексические и разговорные навыки, как в родном, так и в немецком языке;
- навыки работы с текстами разных уровней сложности в образовательной области «Филология»;
- ориентация в базовых математических понятиях в образова-тельной области «Математика»;
- экологическая грамотность (знание, понимание и соблюдение правил
экологического поведения) в образовательной области «Естествознание»;
- коммуникативная, этическая, эстетическая грамотность, основы
правовой грамотности, ориентация в ценностях отечественной и мировой
культуры, ориентация в памятниках культуры, в среде проживания, в
образовательных областях «Обществознание» и «Искусство»;
- валеологическая грамотность в образовательной области «Физическая культура и ОБЖ».
По окончании средней школы предполагается достижение
учащимися уровня социальной, профессиональной и методологической
компетентности по всем образовательным областям учебного плана школы.
Учебные достижения учащихся в процессе реализации образовательной программы в целом оцениваются по следующим критериям:
- уровень допрофессиональной и профессиональной компетентности
в сфере информационной и технической направленности, обеспечивающей
выбор профессии и успешность профессиональной деятельности;
- уровень общекультурной компетентности, которая
позволит не только понимать традиции и национальные особенности людей
разных стран, выражения уважительного отношения к языку и культуре при
ориентации на общечеловеческие ценности, но и проявления ответственности
и творчества в решении глобальных международных проблем, творческая
самореализация средствами различной направленности, профессиональной
деятельности;
- уровень методологической компетентности, то есть
готовности к самостоятельному исследованию проблем как теоретического,
так и практического характера, что предполагает ориентацию в
методологических основах определенной образовательной или предметной
области (прежде всего, в предметных областях «Филология»,
«Обществознание», «Искусство»);
- качество усвоения знаний и умений обучения всем другим учебным
дисциплинам, соответствующим государственному образовательному
стандарту.
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Введение
Программа разработана на основе:
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени основного общего образования (проект стандарта основного общего
образования.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития
обучающихся в единстве урочной, общественно-значимой деятельности в
условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и
других институтов общества.
Программа выполняет функции:
- воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную;
- формирование личности с чувством человеческого достоинства и долга
перед своей страной и народом, человека культурных традиций
многонационального народа Российской Федерации;
- освоение базовых ценностей российского общества: патриотизм,
социальная солидарность, гражданственность, милосердие, справедливость;
- принятие фундаментальных понятий: человечество, семья, здоровье, труд, наука, искусство, природа;
- приобщение к культурным национальным ценностям российского общества в контексте формирования гражданской идентичности;
- формирование уклада школьной жизни, включающего все сферы жизнедеятельности участников образовательного процесса;
- стимулирование активной гражданской позиции, потребности духовно-нравственного развития.
Цель образования, сформулированная в Концепции, определяет
фундаментальность духовно-нравственного развития человека:
«Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания
В области формирования личностной культуры:
- реализация творческого потенциала в игровой, учебной,
социальной деятельности на основе нравственных установок и моральных
норм;
- укрепление волевых качеств согласно совести, справедливости и чести;
- формирование самоконтроля и самооценки поступков на основе нравственных обязательств;
- освоение теории базовых ценностей человечества и практики осознанного нравственного поведения;
- осуществление морального выбора и ответственности за результаты;
- осознание ценности человеческой жизни, нравственного и физического здоровья, эстетических чувств.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- развитие навыков сотрудничества, взаимодействия в разных сферах деятельности;
- становление свободы выбора, критического отношения к
себе и другим; определение своей позиции; принятие мнения других и
выражение плюрализма в разных проявлениях;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, доверия и сопереживания другим людям;
- формирование толерантности и основ культуры
межэтнического общения, уважения к языку, религиозным убеждениям и
образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- осознание статуса семьи как основы общества;
- укрепление семейных связей, уважительного отношения к родителям и всем членам семьи;
- содействие семье в формировании доброжелательных отношений, комфортного морально-психологического климата;
- культивирование семейных традиций, духовной связи поколений;
- формирование поведенческих социальных ролей в укладе семейной жизни.
Ценностные установки духовно-нравственного развития
Базовые ценности определены общечеловеческим опытом социального
развития, культурно-историческим наследием. Они всегда актуальны и
востребованы, к ним возвращаются в периоды кризисов, реформ, глубоких
противоречий. Задача педагогического коллектива школы – развивать
сознание учащихся, формировать их жизнедеятельность и строить
общественные отношения на основе базовых ценностей. Их источниками
являются патриотизм, гражданственность, семья, труд, личность, наука,
искусство, литература, традиционные религии, природа.
Патриотизм – любовь к своему краю, городу, Родине, своему народу.
Гражданственность – чувство долга и ответственности перед народом и
Отечеством, уважение законов, норм гражданского общества; доверие
государству, свобода совести.
Социальная солидарность – справедливость и равноправие, честь и достоинство, милосердие и сострадание.
Трудолюбие – уважение к труду, проявление творчества и инициативы, целеустремленность.
Природа – экологическое сознание, бережное отношение, понятие эволюционного развития.
Семья – любовь и верность, забота, уважение, здоровье, продолжение рода.
Личность – внутренняя гармония, способность к нравственному выбору, самосовершенствование, самоуважение.
Искусство – духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, нравственная позиция.
Наука – ценность знания, стремление к истине, к познанию мира.
Традиционные религии – духовность, религиозное мировоззрение, межконфессиональный диалог.
Все базовые ценности составляют основу для формирования содержания,
направлений и форм деятельности участников образовательного процесса в
рамках урочной деятельности в условиях школьной жизни, лично-семейной и
общественной.
Основные направления духовно-нравственного развития
Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующим направлениям:
направление |
ценности |
Воспитание гражданственности и патриотизма |
любовь к России, своему народу, своему селу, району, закон и порядок,
правовое государство, гражданское общество, свобода личная и
национальная, поликультурный мир |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Жизнь и смысл жизни, нравственный выбор, справедливость, честь,
достоинство, милосердие, чувство долга, равноправие, свобода совести,
толерантность, духовная культура и светская этика, принципы морали |
Воспитание трудолюбия |
Творчество и созидание, стремление к познанию, бережливость, ответственность, инициативность |
Формирование здорового образа жизни |
Здоровье физическое, нравственное, психологическое, нервно-психическое и социальное |
Экологическое воспитание |
Окружающая природа, заповедные зоны, экосистема, планета Земля |
Этическое воспитание |
Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве, искусстве, нравственные идеалы |
Все направления составляют комплексную систему воспитания и
образования учащихся. На основе этой системы разрабатываются задачи,
виды и формы деятельности коллектива педагогов, учащихся и родителей для
достижения результатов духовно-нравственного развития граждан нашего
общества.
Содержание духовно-нравственного развития
Принципы построения содержания программы
Содержание программы предполагает уход от набора мероприятий по
разным направлениям школьной деятельности к формированию уклада школьной
жизни. Для его построения необходимо интегрировать основные виды
деятельности ребенка: урочную, , внешкольную, семейную, общественную,
трудовую, досуговую – в системе базовых нравственных ценностей с учетом
следующих принципов:
принцип ориентации на идеал; он способствует единению всех субъектов школьной жизни;
аксиологический принцип; он позволяет отобрать общечеловеческие духовно-нравственные ценности;
принцип следования нравственному примеру; этот принцип является ведущим в социальном опыте ребенка;
принцип идентификации; выбор образа, подражание, отождествление себя с идеалом – характерные черты детства;
принцип диалогического общения;
принцип полисубъектности воспитания; ценности формируются в
многоплановой деятельности – информационной, игровой, коммуникативной,
социальной;
принцип системно-деятельностной организации воспитания; он объединяет
урочную, внеурочную, внешкольную работу на фоне учебной, семейной и
общественной деятельности.
Содержание программы должно объединить школу, семью и общество в
обеспечении полноценной жизни детей на основе общепризнанных
духовно-нравственных ценностей.
Задачи духовно-нравственного развития и виды деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма:
- знание политического устройства государства, важнейших законов, символов Российской Федерации и Ростовской области;
- знание институтов государственно-общественного управления на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном;
- конституционные права и обязанности граждан РФ;
- понимание гражданской активной позиции в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному;
- понимание уклада многонационального государства;
- интерес к важным событиям государства, области, района;
- проявление активности в делах школы, класса,села, района.
- участие в общественных детских и молодежных движениях, организациях;
- уважение к защитникам Родины, города Ростова-на-Дону, Ростовской области, Кашарского района.
- выполнение своих обязанностей и ответственность за свои поступки;
- любовь к Родине, городу, школе.
Виды деятельности:
- Экскурсии по району , в музеи.
- Круглые столы по проблемам духовно - нравственного воспитания.
- Библиотечные уроки «Не будем Иванами, не помнящими родства».
- Месячники, декады, посвященные военно-патриотической работе.
- Акции «Подарок ветерану», «Милосердие»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- знание базовых общечеловеческих ценностей;
- соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в обществе;
- уважение религиозных мировоззрений, культурных традиций разных народов;
- любовь и уважение к родителям, к членам семьи;
- выстраивание дружеских отношений со сверстниками, забота о младших и почитание старших;
- бережное отношение ко всему живому, проявление милосердия и сострадания;
- знание и соблюдение правил этикета, соблюдение культуры речи;
- умение делать нравственный выбор и аргументировать его;
- давать критическую оценку поступкам своим и других людей;
- развивать рефлексивное мышление, формировать самооценку и самоконтроль.
Виды деятельности:
- Этические беседы, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии, ролевые игры.
- Библиотечные уроки «Знакомство с традициями разных народов», «Дон православный».
- Акции «Подарок ветерану», «Милосердие»
- Кружковая работа «Радуга»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- знания о роли образования, труда и творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду, понимание культуры труда;
- знания о профессиях, о рынке труда, о конкурентной среде в рыночных отношениях;
- ценность творчества в учебной деятельности;
- роль знаний, науки в современной экономике;
- понимание процессов технологизации, оптимизации, интенсификации в развитии экономики;
- навыки коллективной работы, командообразования;
- дисциплинированность и ответственность;
- бережное отношение к результатам труда, к школьному имуществу, личным вещам;
- порицание лени, неряшливости, небрежности.
Виды деятельности:
- Тематические беседы, утренники, викторины, сюжетно-ролевые игры.
- Библиотечные уроки, выставки.
- Профессионально-ориентационная работа в старших классах.
- Совместные проекты «Профессии моих родителей», «Кем быть?».
- Субботники, детская пришкольная трудовая практика, трудовые десанты.
- Кружковая работа «Изготовление художественных изделий издревесины»
Формирование культуры здорового образа жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
- понимание взаимосвязи физического, психологического, нравственного и социального здоровья;
- важность физической культуры спорта для здоровья;
- выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;
- ведение активного образа жизни – прогулки, подвижные игры, спортивные соревнования;
- взаимосвязь природы и человека;
- важность профилактических мероприятий;
- пагубность влияния на организм человека вредных привычек.
Виды деятельности:
- Тематические беседы о ЗОЖ, дискуссии, сюжетно-ролевые игры.
- Библиотечные уроки, выставки.
- Спортивные секции.
- Школьные и районные спортивные соревнования.
- Социально-значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
- Социологические опросы по проблеме
- Лекторий для родителей и обучающихся.
- Зимние и летние пришкольные оздоровительные лагеря.
- Субботники, детская пришкольная трудовая практика, трудовые десанты.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
- развитие познавательного интереса к природе, природным явлениям, понимание взаимосвязи природы и человека;
- важность экологических проблем личного, социального и глобального характера, проявление активности в решении этих проблем;
- понимание ценности растительного и животного мира, бережное отношение ко всему живому.
Виды деятельности:
- Образовательные экскурсии в природу, научно-исследовательские конференции.
- Библиотечные уроки, выставки.
- Экологические акции «Посади дерево», «Не сжигайте, люди, листья!», «Чистый родник», и т.д.
- Субботники, трудовые десанты.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному:
- представление о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного в искусстве, труде, природе, творчестве;
- интерес к чтению, к произведениям искусства, театру, музыке;
- потребность в занятиях художественным творчеством;
- культура внешнего вида, выражение стиля, вкуса, гармонии.
Виды деятельности:
1. Тематические беседы, утренники, концерты, конкурсы.
2. Библиотечные уроки, выставки
3. Совместные проекты «Неделя детской книги.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности
Основные участники реализации программы – педагоги, учащиеся,
родители, общественные организации, учреждения дополнительного и
профессионального образования, учреждения культуры, социальные
структуры, традиционные религиозные организации.
Формы взаимодействия разнообразные: организация совместных
праздников, проведение уроков в музеях и библиотеках, родительские
тематические собрания, круглые столы, дискуссии, экскурсии, кружковая
работа, выставки детского творчества.
Так как в духовно-нравственном развитии фигура родителя является
ключевой, поэтому необходимо создать практику «культурного
родительства», построенную на принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с самообразованием родителей;
- уважение, внимание и требовательность к родителям со стороны педагогов;
- индивидуальная работа с родителями по поддержке развития их педагогической культуры;
- оказание помощи родителям в решении проблем с детьми;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Виды деятельности:
- Родительский лекторий
- Библиотечка для родителей
- Совместные проекты «Семейные традиции», «Мама, папа, я – спортивная семья».
Планируемые результаты духовно-нравственного развития
Результативность воспитания представляется тремя уровнями: 1)
приобретение знаний о нормах нравственного поведения, 2) практическое
использование социальных знаний и получение опыта эмоционального
переживания в специально организованной практической деятельности, 3)
совершение самостоятельных поступков в открытой социальной среде.
Воспитание гражданственности и патриотизма: ценностное отношение к
России, к своему городу, Донскому краю; опыт реализации гражданской и
патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
знание прав и обязанностей человека, гражданина, семьянина.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания: знание
моральных норм и нравственного поведения, уважение к традиционным
религиям, соблюдение традиций семьи и школы, анализировать поступки,
сочувствовать и сопереживать, не проявлять равнодушия и жестокости.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
склонность к творчеству, готовность к профессиональному выбору, опыт
общественно значимого труда, мотивация к самореализации в
познавательной, социальной, трудовой деятельности.
Формирование культуры здорового образа жизни: сохранение и укрепление
здоровья, неприятие вредных привычек, занятие спортом, физической
культурой, наличие высоких показателей физического и психологического
здоровья, соблюдение режима дня.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
эмоциональное отношение к природе, участие в экологических проектах,
соблюдение экологической этики.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному: ценить душевную
красоту, знать художественные ценности отечественной культуры, иметь
опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве.
Результаты духовно-нравственного развития персонально оцениваются
только в рамках освоения обучающимися образовательных программ учебного
плана. Результаты личностного развития не подлежат персональной оценке и
отслеживаются в условиях мониторинга с помощью наблюдений, бесед,
опросов, анкет.
Позитивная динамика результатов образования на основе показателей и индикаторов:
- повышение уровня учебных и внеучебных достижений;
- повышение уровня мотивации к обучению;
- позитивное отношение к школе учащихся и родителей;
- снижение конфликтных ситуаций;
- повышение уровня социализации (группа риска, преступность, травматизм, культура здоровья);
- снижение уровня тревожности;
- новое качество взаимоотношений «учитель-ученик»;
- рост показателей степени воспитанности учащихся;
- повышение активности родителей в делах школы;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных результатов учащихся.
Достижение результатов должны обеспечить технологии комплексного подхода:
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Внеклассная и внешкольная деятельность |
Предметы учебного плана
Предметы вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса |
Посещение кружков («Сударушка», «Радуга», «Изготовление художественных изделий из дерева», «Безопасное колесо») |
Детские объединения
Общешкольные мероприятия
Внешкольные виды деятельности:
тематические экскурсии
туристические походы
посещение музеев
Система дополнительного образования |
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа направлена на формирование у обучающихся знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического и психологического здоровья как одного из
ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному
развитию ребенка.
Задачи программы:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня,
учебы и отдыха, двигательной активности, научить учащихся составлять,
анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление о негативных факторах риска здоровью человека
(снижение двигательной активности, переутомление, инфекционные
заболевания), о существовании и причинах возникновения зависимостей от
табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном
влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на
здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотром
телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Структура системной деятельности:
- Здоровьесберегающая инфраструктура.
- Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Реализация дополнительных образовательных программ.
- Просветительская работа с родителями.
- Мониторинг физического и психологического благополучия обучающихся.
Здоровьесберегающая инфраструктура
Школа отвечает всем требованиям санитарно-гигиенических норм, норм
пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда
участников образовательного процесса.
В школе имеется база для проведения мероприятий, способствующих
оздоровлению и сохранению здоровья обучающихся, включающая в себя:
- Спортивный зал
- Рекреации, украшенные картинами, зелеными уголками, создающими положительный психоэмоциональный фон
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
- Рациональное расписание уроков и занятий во второй половине дня.
- Отсутствие перегрузки в части домашних заданий.
- Использование методик и методов обучения, адекватных возрастным особенностям обучающихся.
- Организация физминуток и динамических пауз в ходе урока и в режиме учебного дня.
- Соблюдение требований к применению технических средств, компьютеров.
- Организация индивидуального подхода в обучении с учетом темпа освоения, способностей и возможностей ребенка.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
- Режим двигательной активности на уроках и переменах.
- Проведение уроков в интерактивном режиме, на основе деятельностного подхода с учетом возрастных особенностей.
- Работа спортивных секций.
- Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий: дней
здоровья, соревнований, спортивных праздников, походов, экскурсий.
Просветительская работа с родителями
Консультации классных руководителей
- Совместные мероприятия спортивного, оздоровительного и профилактического характера.
Мониторинг физического и психологического благополучия обучающихся
- Физическое развитие обучающихся.
- Заболеваемость обучающихся.
- Физическая подготовленность обучающихся.
- Здоровый образ жизни обучающихся.
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Эффективная форма организации школьников в рамках внеклассной работы –
детские объединения – добровольные общественные объединения детей и
подростков, ориентированные на общечеловеческие ценности, представляющие
и защищающие интересы и права своих членов.
Задачи:
- Содействие становлению правовой демократической культуры, обеспечивающей свободное развитие личности,
- Воспитание гражданственности.
- Формирование социальной активности, самодеятельности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей,
- Развитие института детского самоуправления, содействие усилению роли школьников в общественной жизни школы, района.
Детское объединение – отряд ЮИД
Добровольное объединение школьников, которое создано с целью
воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры,
профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации
пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и
среднего возраста.
Основными задачами отряда юных инспекторов движения являются:
1. Активное содействие школе в воспитании учащихся, выработке у школьников активной жизненной позиции.
2. Изучение правил безопасного поведения на дорогах,
овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного
движения и организация этой работы среди детей.
3. Овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Структура системы дополнительного образования выстраивается на основе сетевого взаимодействия с партнерами:
Учреждения дополнительного образования:
МБОУ ДОД «Кашарская школа искусств»
МБОУ ДОД ДЮСШ Кашарского района. |